В настоящее время наряду с требованиями к функциональности обобщенных информационных систем выдвигаются требования к повышению качества обслуживания запросов пользователя в процессе эксплуатации таких систем. В работе рассмотрена проблема обеспечения качества обслуживания запросов в распределенной информационной системе при изменяющихся условиях. Проведено имитационное моделирование с использованием теории систем массового обслуживания для серверного узла «Хранилище данных». Показано, что, изменяя интенсивность входного потока запросов λ, можно определить среднее время работы узла «Хранилище данных». В расчетах использованы различные дисциплины обслуживания: без приоритета, с относительным приоритетом, обслуживание запросов, переходящих из одной очереди в другую, обслуживание запросов, прерывающих ожидание до начала обслуживания. Расчеты показали зависимость средних значений времени ожидания обслуживания от уровня нагрузки (от интенсивности входного потока запросов на обслуживание), а также от стратегии обслуживания. Приведенные расчеты и выводы будут полезны при проектировании компьютерных систем, функционирующих в меняющихся условиях, так как позволят оценить характер влияния различных стратегий обслуживания на его качество.
1. Вьюненко Л. Ф., Михайлов М. В., Первозванская Т. Н. Имитационное моделиро-вание. М.: Юрайт, 2021. 283 с.
2. Алиев Т. И. Основы моделирования дискретных систем. СПб.: Университет ИТМО, 2009. 363 с.
3. Кузнецов Н. А., Семенихин К. В. Анализ и оптимизация управляемой модели замк-нутой сети массового обслуживания // Автоматика и телемеханика. 2020. № 3. С. 67–85. doi: https://doi.org/10.31857/ S0005231020030058
4. Алькади У. Исследование эффективности различных алгоритмов управления для обеспечения защиты очередей от перегрузок в системах резервирования ресурсов // Моде-лирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 4 (27). С. 38–39. doi: https://doi.org/10.26102/2310-6018/2019.27.4.041
5. Кирпичников А. П., Банг Нгуен Тхань, Куи Чан Куанг. Вероятностные характери-стики открытой многоканальной системы массового обслуживания с очередью конечной длины и ограниченным средним временем пребывания в очереди // Вестник Технологического университета. 2016. Т. 19. № 11. С. 136–139.
6. Сонькин М. А., Моисеев А. Н., Сонькин Д. М., Буртовая Д. А. Объектная модель приложения для имитационного моделирования циклических систем массового обслуживания // Вестн. Том. гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика. 2017. № 40. С. 71–80. doi: https://doi.org/10.17223/ 19988605/40/8